Миланский кафедральный собор

Главная » Архитектура » Миланский кафедральный собор

Начатое в 1386 году, строительство Миланского кафедрального собора, посвященного Рождеству Пресвятой Девы Марии, подошло к концу лишь в начале XIX века, когда, по распоряжению Наполеона, было завершено оформление его фасадов. Частичная отделка сооружения продолжалась вплоть до 1965 года. Декоративное убранство интерьера и фасадов здания, включающее 3400 статуй, уникально. Величественный собор, отделанный светлым мрамором, стал символом Милана.

Политическое и экономическое влияние Миланского герцогства, с четырнадцатого по шестнадцатый век неуклонно снижалось. Казалось, что времена расцвета города, насчитывающего в двенадцатом веке более 100000 жителей, безвозвратно ушли в прошлое. Но, в 1395 г. Джан Галеаццо Висконти получил титул герцога Милана. То был высший дворянский титул своего времени для любого итальянского правителя. В результате, под контролем Милана оказалась большая часть северной Италии, включая Ломбардию, Пьемонт и часть Тосканы.

Миланский кафедральный собор. Фотография конца XIX века

Milan_Cathedral_02

Подобно муниципалитетам Флоренции, Болоньи, и в Сиены, городские власти Милана посчитали необходимым иметь большой кафедральный собор. Висконти планировал построить грандиозное сооружение, превосходящее аналоги во всех близлежащих городах. И действительно, по завершении строительства, Миланский собор (размерами, превосходящими 106 на 90 м. в плане и 104-метровым шпилем), выполненный в стиле «пламенеющей готики» с облицовкой белым мрамором, стал одним из крупнейших религиозных сооружений не только в Италии, но и во всем мире.

В древности, на месте сооружения собора располагалось святилище кельтов, в античные времена – храм Минервы, в раннехристианские – церковь Санта-Текла, перестроенная в VII веке в церковь Санта-Мария-Маджоре. По воле судьбы, и церкви стало суждено быть перестроенной в собор.
Миланский кафедральный собор. План нервюрного перекрытия свода

Центральный неф собора имеет пять основных проходов. Крайние из них, продолжаются после пересечения с трансептом, формируя деамбулаторий (обходное пространство вокруг алтаря). В месте пересечения нефа и трансепта располагается башня с куполом, шпиль на котором увенчан четырехметровой мраморной фигурой Богоматери. Возведение сооружений выше этого уровня в городе запрещено.
Миланский кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Неф и алтарь

Строительству величественного сооружения предшествовали длительные дебаты, касающиеся, в частности, выбора высоты сводов для каждого из пяти проходов. Связанные с этим событием документы, являются ценным историческим материалом, свидетельствующим о развитии церковной архитектуры эпохи поздней готики. Среди приглашенных экспертов было много архитекторов из близлежащих регионов: Николя де Бонавентура из Парижа, Антонио ди Виченцо из Болоньи, Петер Парлерж (автор собора Св. Вита и Карлова моста) из Праги, и др. Также, приглашались известные математики и специалисты по технологии возведения соборов. В 1438 г. в Милан из Страсбурга прибыл Йоханнес Нисен-Бергер с пятнадцатью мастеровыми для помощи в проведении работ. Приоритет в решении фасада собора был сделан в пользу предложения немецких специалистов, предлагавших выполнить его на основе формы равностороннего треугольника. В отличие от французской готической системы с высоким нефом, позволявшей использовать большие окна в верхней части, выбранная схема ограничила размеры окон, в результате чего, достойный внимания, интерьер собора оказался затемненным.

В 1481 году, по вопросу возведения башни, возникла дискуссия между каменщиками из Германии и Ломбардии, и рядом выдающихся архитекторов Ренессанса, среди которых были: теоретик Франческо ди Джорджио, Донато Браманте и Леонардо да Винчи. На основании предложения архитекторов, было принято решение сделать более легкую и светоносную конструкцию восьмигранного купола (в духе традиций нового времени). Расположенная ниже него башня, обрела традиционную опору в виде четырех арок, скрытых в интерьере сооружения. По мнению ряда архитекторов, выразительность отделки фасада и интерьера собора страдает некоторой чрезмерностью. Она проявляется в избыточном количестве башен, шпилей, балюстрад, статуй и оконного декора. В то же время, подобные «излишества» подчеркивают архитектурную уникальность собора (способного одновременно вместить более 40000 чел.), отражая, вместе с тем, амбиции властей города.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Д.Хансера.